Декларация по экологическому налогу 2024

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Как составить декларацию по экологическому налогу 2024, какое заявление следует подать в налоговую, если объемы выбросов парникового газа находятся в пределах лимита, сроки декларирования и другие связанные вопросы – в этом обзоре.
Содержание статьи:
Налоговая декларация по экологическому налогу 2024 – обновленный бланк Набор приложений к налоговой декларации по экологическому налогу 2024 Декларирование экологического налога в условиях войны 2024 Особенности новой формы декларации по экологическому налогу 2024 Кто подает декларацию по эконалогу в 2024 году Кому подавать декларацию по эконалогу в 2024 году не нужно Отчитываться ли по экологическому налогу, если отсутствует объект налогообложения Налоговая декларация по экологическому налогу: срок подачи Куда подавать декларацию по экологическому налогу в 2024 году Что нужно знать бухгалтеру для заполнения декларации по экологическому налогу при загрязнении воздуха Как измерить выбросы в атмосферу для декларирования экологического налога Как составить декларацию по экологическому налогу 2024 Особенности составления декларации по экологическому налогу, когда есть выбросы СО2 Ответственность за неподачу декларации Пример составления декларации по экологическому налогу 2024

Налоговая декларация по экологическому налогу 2024 – обновленный бланк

Декларация по экологическому налогу 2024 бланк имеет неизменный, утвержденный приказом Минфина от 17.08.2015 № 715. Сейчас действует форма в редакции приказа Минфина от 07.09.2023 № 488 (далее Приказ № 488), который вступил в силу 10 ноября 2023 года.

Действовать обновленная форма начала, по сути, с 01 января 2024 года с отчета за IV квартал 2023 года (в Электронном кабинете – это форма F/J 0302006). Подтверждают это и налоговики в разъяснении ГУ ГНС в Ровенской области. Следовательно, декларация в редакции Приказа № 488 применяется для отчетности за:

  • IV квартал 2023;
  • с 01 января 2024 года при самостоятельном исправлении ошибок, допущенных за прошлые налоговые (отчетные) периоды, например для подачи уточняющей декларации за ІІІ квартал 2023 года и т.д.;
  • для отчетности за текущие кварталы 2024 года.

Чи покарають за воєнного стану за неподання звітності та несплату податків

Набор приложений к налоговой декларации по экологическому налогу 2024

Подается декларация вместе с приложениями, являющимися ее неотъемлемой частью. Налоговая декларация экологического налога 2024 имеет по-прежнему 6 приложений, которые соответствуют тем ситуациям, в которых должен уплачиваться экологический налог (далее эконалог). Такими ситуациями являются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух разными стационарными источниками загрязнения, в т.ч. выбросы двуокиси углерода, CO2 (Приложение 1). Настоящее приложение подается всегда, даже если данный источник загрязнения производит выброс также других веществ, кроме CO2;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (Приложение 2);
  • размещение отходов в специально отведенных местах или на определенных объектах (Приложение 3), например автомобильных шин, люминесцентных ламп, аккумуляторов и т.п.;
  • образование радиоактивных отходов, в т.ч. есть уже накопившиеся (Приложение 4), было приобретение источников ионизирующего излучения (Приложение 5), существует хранение радиоактивных отходов (Приложение 6).

Внимание: выбросы углекислого газа, других загрязнителей, сбросы в воду и размещение отходов – основные случаи уплаты эконалога.

Если нет никаких выбросов, сбросов, размещений отходов, отсутствует использование радиоактивных веществ, то эконалог не уплачивается и декларация не подается.

Так как чаще всего налоговая декларация по эконалогу составляется по выбросам в атмосферу, то в консультации будем ориентироваться больше на загрязнение атмосферы в результате сжигания различных видов топлива – природного газа, мазута, угля, бензина и дизтоплива.

Декларирование экологического налога в условиях войны 2024

Если коротко, то на эконалог не начисляется на выбросы из электрогенераторов. Эконалог также не начисляется из других стационарных источников загрязнения, если они расположены на оккупированных территориях или таких, где ведутся боевые действия. Более подробно об особенностях начисления эконалога в условиях военного положения читайте в материале о Экологический налог в 2024 году.

Особенности новой формы декларации по экологическому налогу 2024

В декларации по эконалогу в редакции Приказа №488 существенно ничего не изменилось. Случилось такое:

  • из декларации и приложений к ней изъяты строки определения пени и примечания к этим строкам относительно порядка исчисления сумм пени;
  • из декларации изъята позиция «Эта часть Налоговой декларации заполняется должностными лицами контролирующего органа» по указанию должностными лицами контролирующих органов результатов проведения камеральной проверки Декларации.

Как утверждают налоговики в разъяснении ГУ ГНС в Ровенской области указанные изменения введены с целью упрощения процедуры составления уточненной налоговой отчетности налогоплательщиками в связи с увольнением налогоплательщиков на период действия военного положения от начисления пени в случае самостоятельного исправления ошибок, приведших к занижению налогового обязательства » (основание – пп. 69.38 подраздел. 10 Переходных положений Налогового кодекса Украины, далее НК). Выходит, что после окончания военного положения изъятые строки о пене должны в декларацию и ее приложения вернуться.

Кто подает декларацию по эконалогу в 2024 году

Декларацию представляют все предприятия, физлица-предприниматели (ФЛП), представители нерезидентов, бюджетные организации, коммунальные предприятия, имеющие источники загрязнения.

Кому подавать декларацию по эконалогу в 2024 году не нужно

Не подают декларацию по эконалогу следующие субъекты-загрязнители окружающей среды, в которых:

  • выброс двуокиси углерода существует, но не более 500 тонн в год по всем источникам загрязнения (п. 240.7 НК). При этом если декларация ранее подавалась, то ГНС следует сообщить заявлением о том, что она подаваться не будет из-за низких выбросов (об этом подробнее – ниже);
  • отходы используются как вторичное сырье и размещаются на территории предприятия (п. 240.5 НК), то есть они перерабатываются в ходе замкнутого производственного цикла – так называемые безотходные производства;
  • есть договор на удаление и утилизацию отходов с коммунальным или специализированным предприятием и этот договор содержит определенные сроки передачи таких отходов (разъяснение ГНС 120.01 ВИР; письмо ГНС от 27.12.12 № 12699/0/71-12/15-2117, ИНК от 13.09.2019 №175/6/99-00-04-04-03-15/ІПК). Это касается ситуации хранения на территории предприятия изношенных шин, отработанных люминесцентных ламп, аккумуляторов и т.п. и связанного с их хранением эконалога;
  • есть разрешение на хранение навоза в специально отведенных для него месяцах, а сам навоз оприходован как вторичное сырье для самостоятельного производства органических удобрений (письмо ГНС от 19.11.2021 № 25745/7/99-00-04-01-01-07). Речь идет о навозе как побочных продуктах животного происхождения (экскременты и / или моча сельскохозяйственных животных);
  • есть договор о возврате радиоактивных отходов за пределы Украины. Это касается субъектов ядерной энергетики (п. 240.4 НК).

Внимание: ФЛП тоже декларируют и уплачивают эконалог независимо от системы налогообложения, если осуществляют загрязнение окружающей среды.

Также декларацию не подают и эконалог не платят:

  • обычные физлица, не имеющие регистрации предпринимателя;
  • субъекты хозяйствования, бюджетные учреждения, организации, коммунальные предприятия, в т. ч. и вновь, не имеющие объектов налогообложения эконалогом;
  • субъекты хозяйствования, которые получили разрешения на выбросы, но выбросов еще не осуществляли, т.е.

Отчитываться ли по экологическому налогу, если отсутствует объект налогообложения

Если предприятие на протяжении отчетного периода не производило выбросы/сбросы в окружающую среду загрязняющих веществ, не размещало отходы, то эконалог он не платит и не отчитывается.

Однако обратите внимание, что если раньше эконалог уплачивался, у предприятия есть потенциальные стационарные источники загрязнения, то следует сообщить заранее ГНС по месту расположения источника загрязнения о том, что выбросы не планируются. Для этого следует составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления эконалога. Такое заявление подается не позднее крайней даты подачи декларации по эконалогу за I квартал отчетного года (разъяснение ГНС). Если этого сделано не было, то придется подавать «пустую» декларацию по эконалогу, то есть с нулевым налогом.

Если же предприятие, в т.ч. вновь, вообще нет источников загрязнения, так и заявление подавать не нужно.

Если же стационарные источники загрязнения выбыли, то тоже не забудьте подать об этом форму 20-ОПП, если о них ранее сообщалось как об отдельных объектах налогообложения. Подача заявления в ГНС о прекращении выбросов остается при этом.

Внимание: если прекращаете выбросы загрязняющих веществ, сообщите об этом ГНС заявлением.

Налоговая декларация по экологическому налогу: срок подачи

Отчетным периодом в эконалоге является квартал, поэтому все плательщики подают декларацию в течение 40 к. дней по окончании отчетного квартала. Сроки отчетности для 2024 года приведены ниже.

СРОКИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ЭКОНАЛОГА 2024

отчетный период

декларирование

I квартал 2024

10.05.2024

ІІ квартал 2024

09.08.2024

ІІІ квартал 2024

11.11.2024 (крайний день – 09.11.2024 приходится на субботу)

IV квартал 2025

10.02.2025 (крайний день – 09.02.2025 приходится на субботу)

Уплатить налог нужно в течение 10 к. дн. за предельным сроком подачи. Однако если был перенос крайнего дня декларирования через выходной, то такой перенос при определении крайнего дня уплаты не учитывается.

Куда подавать декларацию по экологическому налогу в 2024 году

Во всех ситуациях, кроме радиоактивных отходов, налоговая декларация по эконалогу подается по местам расположения стационарных источников загрязнения, если они находятся на разных кодах КАТОТТГ в декларации. Исключение – если на территории обслуживает одно управление ГНС, то тогда можно объединить все в одну декларацию и подать в этот орган ГНС. Однако в орган ГНС по месту регистрации все равно следует подать копии деклараций (п. 250.8 НК). Это общее правило.

Относительно выбросов СО2, здесь имеет место «сводная» декларация, когда в одном Приложении 1 приводится суммарная информация обо всех источниках загрязнения СО2 независимо от территории. У налоговиков в различных индивидуальных консультациях и ВИР существуют несколько противоречивые разъяснения – как подать основным местом налогового учета, так и по общему правилу – по местам расположения. Лучше все же воспользоваться общим правилом и представить это сводное Приложение 1 как по основному месту регистрации, так и по местам расположения стационарных источников загрязнения – лишним не будет.

При образовании радиоактивных отходов и временном хранении таких отходов декларация по эконалогу подается по месту учета налогоплательщика в органах ГНС.

Что нужно знать бухгалтеру для заполнения декларации по экологическому налогу при загрязнении воздуха

Для проведения расчета налога и заполнения декларации по эконалогу при наличии выбросов в атмосферный воздух и сбросов в водоемы бухгалтеру следует знать:

  • список загрязняющих выбросов;
  • валовые (фактические) выбросы загрязняющих веществ;
  • фактические расходы топлива (в тоннах);
  • ставку эконалога по каждому загрязняющему веществу.

Если последние два показателя у бухгалтера вопросов вызвать не должно, то вопрос расчета валовых выбросов для целей заполнения декларации подробнее рассмотрим.

Как измерить выбросы в атмосферу для декларирования экологического налога

Тем плательщикам эконалога, которые получали разрешения на выбросы, воспользоваться следует информацией, полученной в результате проведения инвентаризации выбросов, содержащейся в документах, в которых обосновываются объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Например, такая информация может быть в форме отчета, согласованного с Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины (Минприроды). При этом налоговики не раз в своих разъяснениях по определению фактического (валового) объема выбросов признают, что правильность расчета этих объемов выбросов лежит вне их компетенции. К примеру, правила перевода литров, м 3 в килограммы, тонны и т.п. – это не компетенция налоговиков. Если необходимы консультации, то ГНС советует обратиться в Минприроду. Например, такая позиция налоговиков есть в разъяснении ГУ ГНС в Тернопольской области.

Однако у разрешений есть не все. Отсутствие разрешения не избавляет от обязанности декларировать и уплачивать эконалог. Налоговики считают, что налогоплательщик может и сам рассчитать объем выбросов на основе данных о расходе горючего (ИНК ГУ ГФС в Киевской области от 15.04.2019 № 1606/ІПК/10-36-12-11-03). В таком случае необходимо:

  • воспользоваться данными паспорта на такие стационарные источники загрязнения (консультация ГНС по дизельным генераторам в ИНК от 21.06.2018 № 2768/6/99-99-12-02-03-15/ІПК);
  • воспользоваться пояснениями и методиками Госстата, в частности, из Приказа Госкомстата от 13.11.2008 № 452 (далее Приказ № 452), которым утверждена Методика расчета выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в воздух от транспортных средств.

Внимание: методики Госстата не имеют статуса нормативно правовых документов. Это всего-навсего рекомендации, но других нет.

Относительно последнего может возникнуть вопрос: при чем здесь Госстат, если декларация подается в ГНС? Дело в том, что существует такой статистический отчет формы № 2-ТП (воздух) (годовая) «Отчет об охране атмосферного воздуха», который также содержит данные о выбросах (последний вариант формы бланка утвержден  приказом Госстата от 08.06.2022 № 159). Очевидно, что одинаковые по содержанию показатели декларации и другой отчетности плательщика эконалога должны совпадать. Налоговики также в консультациях в издании «Вестник. Официально о налогах ранее приводили примеры расчетов на основе методик Госстата. Также можно не учитывать силу методик Госстата (упомянутый Приказ № 452 официально утратил силу), ведь общие физические свойства топлива при его сжигании и математическая основа расчетов (формулы выбросов) не изменяются несмотря на изменения законодательства, а другие варианты расчета налоговиками не предложены.

Как составить декларацию по экологическому налогу 2024

Основные правила составления декларации таковы:

  • Для каждого стационарного источника загрязнения составляем отдельный расчет (приложение). При заполнении приложений можно воспользоваться специальными указаниями, содержащимися в каждом приложении. Что такое стационарные источники загрязнения читайте в материале об Экологическом налоге в 2024 году;
  • все стоимостные показатели в приложениях (расчетах) проставляются в гривнах с копейками;
  • данные о фактических (валовых) выбросах приводим в тоннах, а не килограммах;
  • Для заполнения декларации используем цифровые коды загрязняющих веществ, которые можно найти в справочных Приложении 7 и Приложении 8 к налоговой декларации по эконалогу. К примеру, углекислый газ СО2 имеет код «243.4.001» (это одновременно и код вещества и код группы). В декларации указывается не код загрязняющего вещества, а общий код группы, например, не «243.1.002» (аммиак), а «243.1.000»;
  • если ячейка не заполняется, то в электронной версии ячейки оставляем пустыми, а в бумажной версии ставим прочерки.

Плательщики эконалога, имеющие радиоактивные отходы, вместе с декларацией представляют соответствующую отчетность о фактических объемах радиоактивных отходов, образованные за базовый налоговый (отчетный) период (п. 250.7 НК).

При заполнении приложений к налоговой декларации по эконалогу рекомендуем воспользоваться ниже алгоритмами, за основу которых взяты те, которые в свое время размещались на сайтах ГНС (их там уже нет, но подходы к расчету эконалога остались прежними).

Особенности составления декларации по экологическому налогу, когда есть выбросы СО2

Декларирование экологического налога с выбросов СО2 (углекислого газа) имеет свои нюансы. Они такие:

  • данные о выбросах СО2 отражают в отдельном Приложении 1, то есть отделены от других выбросов. Получается, что если кроме СО2 есть другие выбросы, то у предприятия будет как минимум два Приложения 1 – Приложение 1 на СО2 и Приложение 1 на другие выбросы. Такое требование есть в письме ГФС от 16.01.2019 № 1422/7/99-99-12-03-04-17. Такие требования связаны с участием Украины в различных международных соглашениях по контролю выбросов парниковых газов, адаптации законодательства к требованиям ЕС;
  • если есть несколько источников стационарных загрязнений, то для отчетности за выбросы СО2 допускается «сводная» декларация, когда в одном Приложении 1 приводится суммарная информация обо всех источниках загрязнения СО2 независимо от территории. В строке 6 декларации по эконалогу (это поле дополнения к налоговой декларации) – в отдельных строках указывается информация о фактических выбросах СО2 по каждому коду КАТОТТГ с начала года, включая отчетный квартал.

Обратите внимание, что экологический налог по СО2 не только декларируется отдельно, но и уплачивается на отдельный счет. Можно сказать, что фактически есть отдельный эконалог за выбросы СО2, который составляет 30 грн/тонна (п. 243.4 НК).

Внимание: выбросы СО2 в декларации выделяются от других в отдельное Приложение 1 и оплачиваются на другой счет, чем по другим выбросам.

Что касается лимита выбросов СО2 – 500 тонн, то при декларировании он имеет следующие правила применения:

  • с первых 500 тонн выбросов СО2 за год эконалог не уплачивается (п. 140.7 НК). Это значит, что эконалог уплачивается по разнице между фактическим объемом выбросов и этим лимитом 500 тонн, а если предприятие имеет 500 тонн и меньше – эконалог с СО2 не уплачивается вообще;
  • если выбросы СО2 находятся круглогодично в пределах 500 тонн и нет больше никаких выбросов, то декларацию по эконалогу подавать не нужно (письмо ГФС от 15.04.2019 № 1606/ІПК/10-36-12-11-03). Однако в ГНС следует подать заявление об отсутствии объекта исчисления эконалога обязательно нужно подать (форма произвольная). К ней следует добавить расчет этих выбросов СО2, то есть нужно доказать ГНС, что объект налогообложения отсутствует. Заявление следует подать и в случае, если есть другие выбросы, декларация подается, но выбросы СО2 не декларируются и налог не уплачивается;
  • если предприятие ожидает превышения лимита 500 тонн в течение года, то декларацию в тех кварталах, когда этот лимит еще не достигнут, все же следует подавать, где указывать фактические (валовые) выбросы, но сам эконалог не исчислять;
  • отчетность за выбросы СО2 производится по всем источникам загрязнения суммарно и лимит 500 тонн также применяется одновременно на все источники загрязнения, а не на каждое отдельное. Таким образом, если есть у предприятия 3 котла в разных местах (административных территориях), то 500-тонный лимит действует на все 3 котла сразу. Если у каждого из 3 котлов выброс 200 тонн, то суммарно будет 600 тонн и тогда лимит превышен на 100 тонн, за которые и нужно уплатить налог.

Для справки: 500 тонн выбросов СО2 – результат сжигания 260 тыс. м3 природного газа, или 170 тонн дизтоплива, или 260 тонн угля (ГКД 34.02.305-2002 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от энергетических установок. Методика определения», приказ Минэнергетики и угольной промышленности от 14.04.2002 № 359). Так можно «на глазок» определить, было ли превышение 500 тонн.

Ответственность за неподачу декларации

Ответственность такая же, как и по декларациям по другим налогам и сборам. Непредставление или несвоевременная подача налоговой декларации эконалога влечет штраф согласно п. 120.1 НК: 340 грн – если первый раз; 1020 грн – за каждое повторное непредставление или несвоевременное представление в течение года. Штраф будет даже если выбросов не было, но заявление об отсутствии выбросов не подали.

Пример составления декларации по экологическому налогу 2024

Предприятие отапливает помещение с помощью газовых средств, расположенных в пределах одного КАТОТТГ. В течение ІІ квартала 2024 года было сожжено 180 000 м3 природного газа. Более низкая теплота сгорания топлива природного газа составляет (Qr) = 45,75 МДж/кг.

Сначала следует перевести м3 природного газа в тонны, так как ставки эконалога используют именно тонну как единицу измерения выбросов:

0,001×180000 м3 ×0,723 кг/м3 = 130,14 т,

где 0,723 кг/м3 – это естественная плотность газа (из объяснений Госстата, например из этого или несколько сокращено с сайта Госстата – О расчете объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения для заполнения формы № 2-ТП (воздух) (годовая) «Отчет об охране атмосферного воздуха», год значения не имеет, так как подходы не изменялись).

Расчет фактического объема выбросов приведен в таблице ниже.

Внимание: если ставки эконалога для определенного вещества по выбросам в атмосферный воздух в НК не упоминаются, то ищем его класс опасности.

РАСЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА
(для заполнения декларации)

что надо

условное обозначение загрязняю-щего вещества

код загрязняю-щего вещества для декларации

значение коэффициента эмиссии загрязняющего вещества, г/ГДж*

фактический (валовой) выброс загрязняющего вещества, т **

ставка налога в 2024 году, грн/т

эконалог, грн (= кол. 4×5)

А

1

2

3

4

5

6

оксиды азота

Nox

243.1.001

64,311

0,383

2574,43

985,75

оксид углерода

CO

243.1.009

248,75

1,481

96,99

143,65

двуокись углерода

CO2

243.4.001

58748,13

349,781

30

10493,42

оксид азота

N2O

243.1.001

0,1

0,001

2574,43

1,53

углеводороды

(метан***)

CH4

243.1.010

1,0

0,006

145,5

0,87

всего

×

×

×

11625,22

всего без двуокиси углерода

×

×

×

1131,80

* это постоянные показатели для природного газа от Госстата. Так как в условном примере разрешения на выбросы у предприятия нет, поэтому все вычисления производим на основе методик Госстата. Если же проводилась инвентаризация выбросов, например, соответствующий отчет согласован с Минприроды, то пользоваться надо данным из него;

** = 0,000001 × цв. 3×45,75 МДж/кг × 130,14 т, где 130,14 т – это объем сожженного природного газа по расчету. Все округления выбросов и сожженного топлива (3 знака после запятой);

*** метан отнесен к углеводородам на основании Перечня веществ, входящих в «твердые вещества» и «углеводороды» и за выбросы которых взимается сбор по приказу Минэкологии от 14.03.2002 № 104. Дело в том, что НК не содержит отдельной ставки эконалога именно для метана – есть только для углеводородов, к которым относится и метан

При необходимости Класс опасности загрязняющего вещества определяется согласно Нормативам, утвержденным приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 27.06.2006 № 309. По ним, например, «оксиды азота (оксид и диоксид азота) в пересчете на диоксид азота» отнесены к IV классу опасности вещества В 2024 году для веществ данного класса опасности действует ставка эконалога 145,5 грн/1 тонну (вещества «диоксид азота» в п. 243.1 НК нет).

Заполняем теперь декларацию по эконалогу. Для этого понадобятся два Приложения 1:

  • первый – отображаем только данные о выбросах СО2. Это сумма эконалога 10493,42 грн;
  • второй – отображаем данные по другим выбросам, кроме СО2. Это общая сумма эконалога 1131,80 грн.

Заполнение первого Приложения 1 (для СО2) приведено ниже. Однако если выбросы СО2 за год в пределах 500 тонн, то эконалог не начисляется. С первых 500 тонн эконалог также не начисляется (см. выше, налог уплачивается тогда с разницы). В примере ниже считаем, что превышение и лимит 500 тонн было выбрано в прошлом квартале (I), то есть Приложение 1 в данном случае заполнено только «для примера». Если выбросы ожидаются менее 500 тонн СО2, а в прошлом году налог за этот выброс уплачивался, то следует подать заявление в ГНС об отсутствии в отчетном году объекта исчисления эконалога (не позднее крайней даты подачи декларации по эконалогу за I квартал отчетного года, см. выше подробнее).

Декларация по экологическому налогу

Заполнение второго Приложения 1 (для других выбросов) приведено ниже.

Декларация по экологическому налогу

Заполнение же основной части налоговой декларации (фрагмент по выбросам в атмосферу) приведено ниже.

Декларация по экологическому налогу

Также в ряд. 6 (дополнении) в налоговой декларации можно показать список стационарных источников загрязнения, их адреса (по отдельной строке на каждый источник).



зміст

Вебінар для бухгалтерів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді